Второй вывод из Quadro comune (гуманистический)

1. Итак, мы помним, что языковые уровни А1-С2, которыми мы все любим пользоваться, не с неба свалились, а были предложены специальным документом, составленным Советом Европы, а именно «Quadro comune europeo di riferimento per le lingue», по-русски 
«Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», по-английски «Common European Framework of Reference» или CEFR.

Кто такой этот Совет Европы, чтобы нам указывать? 
Это организация, куда входят 47 стран, в том числе и Россия, и которая была создана в 1949 году, чтобы продвигать демократические и культурные ценности и права человека, а также способствовать разрешению разных социальных проблем Европы. 

Логично, что такая организация будет издавать документы, соответствующие заявленным ценностям. Поэтому во введении в quadro мы читаем: 

«Совет Европы заинтересован в улучшении качества коммуникации между гражданами разных языков и культур, потому что коммуникация улучшает мобильность и взаимообмен, которые в свою очередь способствуют взаимопониманию и сотрудничеству.

Кроме того, Совет Европы поддерживает методы обучения, которые помогают приобретать знания, навыки и поведение, способствующие достижению независимости мышления и действия, развитию большей ответственности и отзывчивости к окружающим. Таким образом этот проект способствует развитию демократического общества.»

Смотрите, quadro хочет, чтобы мы независимо мыслили, были отзывчивымии, социально ответственными и помогали друг другу.
И для этого учили языки.

2. Читаем дальше: 

«В коммуникации участвует личность человека в своей полноте. Важнейшая цель лингвистического образования — полное и гармоничное развитие личности учащегося через познание своей идентичности и опыта инаковости, которая выражается через язык и культуру.»

Т.е. развитие личности через познание себя и других с помощью изучения языка.

3. Quadro также подчёркивает важность плюрилингвизма.

Плюрилингвизм — это сосуществование нескольких языков на разных уровнях в голове одного человека. В отличие от мультилингвизма, который выражается в сосуществовании нескольких языков в одном обществе.

«Например, такие собеседники могут переходить от одного языка к другому, используя по максимуму способность каждого из них выражаться на одном языке и понимать другой. [...]

Можно использовать знание какого-то языка, чтобы понять текст или собеседника на другом, незнакомом языке, прибегая к общей лексической базе эти двух языков. [Например, зная итальянский, вы легче понимаете и испанский, даже не уча его или уча мало.]

Кто имеет хотя бы минимальные знания языка может использовать его для облегчения коммуникации между теми, кто им не владеет и не имеет общего языка.»

4. Т.е. quadro составлен для того, чтобы побудить нас изучать язык даже в очень небольшом объёме, так как любое количество знания другого языка и культуры нас обогащает и способствует лучшему пониманию других народов. Что приводит к развитию человечества в целом и улучшении качества жизни в целом. 
Именно для этого создана система уровней.

Сколько раз я сталкивалась с мнением, что выучить язык на уровне А1 недостаточно, что это не достижение, что надо либо С2 либо никак. Если вы придерживаетесь такого же мнения, то не пользуйтесь этими обозначениями уровней, т.к. они принадлежат системе, которая продвигает противоположную точку зрения!

Каждый уровень, начиная с А1, сам по себе самодостаточен. Это наш дополнительный личностный, человеческий навык. Это самостоятельный кирпичик нашего развития. Лучше знать пять языков на уровне А1, чем не знать ни одного, мотивируя это тем, что выучить язык хорошо, это куча времени. Да не надо хорошо, если не хочется! Говорить коряво, с ошибками, с ограниченным словарным запасом — это лучше, чем знать только русский и не выходить за границы русскоязычного мышления. Уметь связать несколько слов и знакомство с другой культурой уже улучшит ваше взаимодействие с человеком этой культуры. И внесёт вклад в развитие взаимопонимания между людьми, а в конечном итоге и между народами.

Если потом ваш интерес идёт в глубь и крепнет, то можете совершенствоваться хоть до С2, но нельзя считать А1 чем-то неполноценным, недоделанным и недоразвитым. А1, как и А2, В1 и т.п. — это набор приобретённых вами навыков, которые ценны сами по себе и уже обогатили вашу личность и сделали вас чуть более развитым не только интеллектуально, но человечески и социально.

Как вы думаете, что лучше — уметь приготовить себе салат и сварить пасту, или не уметь готовить никакую еду вообще, мотивируя отказ учиться тем, что всё равно шеф-поваром вам не стать?

Ну и в завершении напомню, что это всего лишь один документ и один из подходов. Вы можете изучать языки как угодно по-другому, для каких угодно других целей и иметь свои, другие, критерии оценки. 

(с) Алёна Кострова

← Назад