Об изучении лексики

Конспект Алёны по лекции профессора Лидии Кастаманья из университета Перуджи:

  1. Мы всегда читаем и слышим гораздо больше слов, чем можем запомнить и воспроизвести. Это такая особенность обучения — мы не запоминаем всё, не можем. Это факт. Поэтому предлагаю расслабиться))
    Особенно тем, кто частенько говорит «ой, я не запомнил(а) все слова из учебника, поэтому не считается, что я это проходила». Это норма, достаточно запомнить немножко.
  2. Просто от чтения или слушания лексика не запоминается, надо делать грамотные усилия по её усвоению. И это не зубрёжка, и даже не просто многократное повторение или прочтение, которые заставляют нас только время терять.
  3. Лексика берётся только из контекста и требует таких же контекстуализированных активностей для усвоения.
    Например, если мы хотим запомнить глагол (а глаголы и прилагательные сложнее всего идут), то нужно брать его из контекста, примерять на себя и использовать в самостоятельно созданной фразе, имеющей для вас смысл. Точнее минимум в 5 фразах.
  4. Списки слов — трата времени. Как и карточки просто со словами, для которых вы не видели и не придумали контекста. Чтобы слово действительно запомнилось, нужно использовать его от 5 до 20 раз. По-прежнему в контексте.
  5. Чтобы запомнить слово (в контексте!), нужно проработать его максимально глубоко, подключив не только ум, но и эмоциональные и телесные ресурсы. Если не спускаться ниже умственного слоя, то качественного усвоения не произойдёт.
  6. Работать с антонимичными парами (холодный — горячий) неэффективно! 
    Я сама уже пришла к этом выводу, а тут его подтвердили. Сначала вы работаете с одним словом, а когда усвоили его, то можно подключить антоним.
  7. По той же причине неэффективны тематические подборки новых слов. Такие слова будут слишком близки для вас, что делает сложным прочное уверенное укоренение каждого из них, они будут путаться и мешаться.
    Учите по одному слову, переходя к следующему из того же тематического блока только после усвоения предыдущего.

Вы наверняка сейчас (как и я на лекции) задались вопросом, а почему же везде в учебниках слова даются парами с антонимами, почему даётся сразу много слов на одну тему, почему так популярны тематические подборки и словари? А вот.

Устаревший подход это. Подборки и списки слов с антонимами могут быть полезны только при повторении, доставать из них слова и учить — менее эффективно, чем из контекста.

(с) Алёна Кострова

← Назад