Конспект Алёны по лекции профессора Лидии Кастаманья из университета Перуджи:
- Мы всегда читаем и слышим гораздо больше слов, чем можем запомнить и воспроизвести. Это такая особенность обучения — мы не запоминаем всё, не можем. Это факт. Поэтому предлагаю расслабиться))
Особенно тем, кто частенько говорит «ой, я не запомнил(а) все слова из учебника, поэтому не считается, что я это проходила». Это норма, достаточно запомнить немножко. - Просто от чтения или слушания лексика не запоминается, надо делать грамотные усилия по её усвоению. И это не зубрёжка, и даже не просто многократное повторение или прочтение, которые заставляют нас только время терять.
- Лексика берётся только из контекста и требует таких же контекстуализированных активностей для усвоения.
Например, если мы хотим запомнить глагол (а глаголы и прилагательные сложнее всего идут), то нужно брать его из контекста, примерять на себя и использовать в самостоятельно созданной фразе, имеющей для вас смысл. Точнее минимум в 5 фразах. - Списки слов — трата времени. Как и карточки просто со словами, для которых вы не видели и не придумали контекста. Чтобы слово действительно запомнилось, нужно использовать его от 5 до 20 раз. По-прежнему в контексте.
- Чтобы запомнить слово (в контексте!), нужно проработать его максимально глубоко, подключив не только ум, но и эмоциональные и телесные ресурсы. Если не спускаться ниже умственного слоя, то качественного усвоения не произойдёт.
- Работать с антонимичными парами (холодный — горячий) неэффективно!
Я сама уже пришла к этом выводу, а тут его подтвердили. Сначала вы работаете с одним словом, а когда усвоили его, то можно подключить антоним. - По той же причине неэффективны тематические подборки новых слов. Такие слова будут слишком близки для вас, что делает сложным прочное уверенное укоренение каждого из них, они будут путаться и мешаться.
Учите по одному слову, переходя к следующему из того же тематического блока только после усвоения предыдущего.
Вы наверняка сейчас (как и я на лекции) задались вопросом, а почему же везде в учебниках слова даются парами с антонимами, почему даётся сразу много слов на одну тему, почему так популярны тематические подборки и словари? А вот.
Устаревший подход это. Подборки и списки слов с антонимами могут быть полезны только при повторении, доставать из них слова и учить — менее эффективно, чем из контекста.
(с) Алёна Кострова