О навыке обучаться

Наверняка вы слышали о таком документе «Quadro comune europeo di riferimento per le lingue: apprendimento, insegnamento, valutazione». Это именно он определяет концепцию и описания так активно всеми используемых уровней А1, А2, В1 и т.д. 

Алёна изучает его на итальянском и публикует отрывки:

«Начнём с того, что человек обладает определёнными компетенциями, которые в рамках quadro делятся на общие и лингвистически-коммуникативные.

Общие компетенции это:

• sapere — все наши представления о себе и мире;
• saper fare — наше умение действовать в самых разнообразных контекстах;
• saper essere (или competenza «esistenziale») — характер, психологическая структура, всякие личные качества;
saper apprendere — способность наблюдать и участвовать в новом опыте и интегрировать его с предыдущим: обучаться.

Остановимся на последнем навыке — навыке обучаться — подробнее.

Навык учить язык состоит из:

1. Чувствительности к языку и коммуникации (т.е. понимания принципов организации языка, это можно развить).

2. Общих фонетических навыков (можно развить).

3. Эвристических навыков 
(т.е. навыков ориентироваться в новой лингвистической и культурной среде, самому находить ответы на свои вопросы и решать трудности).

4. Навыка учиться
(Тут я предлагаю не просто прочитать эту информацию, а конструктивно переформулировать её себе для использования.)

Навык учиться состоит из:

1. навыка эффективно использовать появляющиеся на вашем ученическом пути возможности: 

- следить за появляющейся информацией, уметь концентрироваться
(если вы, например, на уроке, то будьте на уроке, а не в телефоне, используйте это время с толком)

- понимать цель задания, которое надо сделать 
(лайфхак: обычно задание написано человеческим языков перед началом упражнения, имеет смысл его читать, а не бездумно бросаться делать предложения по примеру)

- навыка сотрудничть с другими учащимися 
(во время разговорных активностей не стесняйтесь задавать на языке вопросы соученикам, участвовать в беседе, излагать свою точку зрения, и, вы не поверите, но можно задавать вопросы преподавателю, проявлять инициативу и не ограничиваться только ответом)

- навыка по максимуму использовать изучаемый язык 
(например, если вы что-то не поняли, то скажите об этом на языке, попросите повторить или переспросите также на языке. Все нужные для этого конструкции можно узнать у того же преподавателя. Просите листочки, ручки и разрешения уйти пораньше на языке. Делайте ремарки и комментарии на языке. Поймайте преподавателя в коридоре и на изучаемом языке расскажите ему всё, что вы думаете о его новом цвете волос, сегодняшней погоде и Путине. L)

2. навыка использовать имеющийся материал для самостоятельного обучения (например, на основе изученного на уроке напишите комментарий, пост в блог, сочинение, связный рассказ, набор хаотичных фраз на языке и отдайте на проверку преподавателю или дружественному носителю. Найдите в интернете упражнение на ту же тему. Расшифруйте аудио, до которого не дошли руки на уроке. Повторите изученный материал. Придумайте упражнение на эту тему для одногруппников)

3. навыка самому подбирать себе материал для самообучения и организовывать свой учебный процесс 
(зайдите в книжный и вдумчиво пролистайте имеющуюся там литературы по вашему языку и вашего уровня, найдите понятное изложение и вызывающие желания сразу их сделать активности, ориентируйтесь на приятное чувство внутри, если вам нравится учебник — он для вас. Найдите интересные вам видео на ютюбе)

4. навыка обучаться, наблюдая и участвуя в любых коммуникативных актах на изучаемом языке
(Подслушивайте, что между собой говорят преподаватели или итальянцы на улицах, читайте рекламу и объявления, объясняйте и спрашивайте дорогу)

5. осознания собственных сильных и слабых сторон 
(если у вас, например, хорошее ощущение своего тела, то запоминайте слова через проживание и действия. Если хороший слух, то слушайте и переводите песни. Если плохой слух, то тем более)

6. навыка понимать свои потребности и определять свои цели 
(Подумайте, сейчас вы зачем учите язык? Общаться с родственниками — тогда разработайте себе сценарии частых ситуаций общения с ними. Сдать экзамен — тренируйте примеры экзамена. Для удовольствия — позаботьтесь о том, чтобы получать удовольствие и не сливать энергию на неактуальные вам задачи)

7. навыка выстраивать стратегии и тактики для выполнения этих целей, учитывая свои особенности и ресурсы

***
В общем, главный вывод из всего этого — привносите в обучение больше осознанности, понимайте свои цели, не бойтесь экспериментировать и сами выстраивать себе стратегии и принимать все возникающие коммуникативные ситуации как игровые задания в квесте, цель которых — извлечь из них максимальную пользу»

(с) Алёна Кострова

← Назад