О режиссёре Джузеппе Торнаторе

Честно говоря, я ни разу не синефил, разбираюсь плохо, от многой классики скучаю, но так получилось, что есть у меня любимый режиссёр – итальянец Джузеппе Торнаторе. Я смотрела не всё, но точно могу сказать, что прониклась и к его сицилийским фильмам – «Баария», «Малена», «Новый кинотеатр Парадизо», и к притче «Чистая формальность» (которую я, кстати, посмотрела первой, когда ещё знать не знала о таком режиссёре, по совету друга Гены), и к англоязычным.

Помню, как в 2013 смотрела «Лучшее предложение» в Италии, в маленьком кино в двух минутах от моего общежития, буквально: вышла за пять и пришла заранее. Местная молодежь предпочитает современный кинотеатр в торговом комплексе на окраине, куда можно подъехать на машине, и поэтому в зале были только я и все пенсионеры района. До начала фильма они очаровательно делились новостями из жизни своих питомцев и внуков, а потом стали комментировать почти каждое действие героев фильма («Куда ты идёшь?! Нет, Паоло, ты видел? Так не делается!»)

Так вот, Торнаторе.

В его фильмах часто есть что-то мистическое, но таинственность и трагизм всегда только обрамляют очень живые человеческие истории – воспоминания, фантазии о собственном прошлом и настоящем, как бы параллельные жизни, почти всегда написанные им самим.

Герои Торнаторе часто были детьми, а в последнее время понемногу стареют: Джузеппе давно уже не Пеппино, как в начале «Baarìa» (27 мая ему будет 62, а исполнители главных ролей в последних двух фильмах, Джеффри Раш и Джереми Айронс, ещё немного старше) – он как будто сближает их с собой, чтобы оставаться честным. Героинь же его объединяет удивительная красота и зачастую внутренний надлом, сложная судьба: Моника Беллуччи в «Малене», «Незнакомка» с Ксенией Раппопорт, Ольга Куриленко в новом фильме, – режиссёр исследует их характеры и рисует с большой любовью.

Последний вышедший фильм – «The Correspondence», в нашем прокате «Двое во вселенной» – прежде всего просто история любви, но в которой человеческое отражается во вселенском, потому что «correspondence» – это не только «переписка» главных героев. Ещё это слово переводится как «соотвествие, совпадение, соотношение, согласованность, связь» – связь всего в жизни, очень знакомое мне чувство причастности: вот и сам этот фильм очень согласуется и рифмуется с моим состоянием в последнее время, с наблюдениями о людях и мыслями о природе любви.

В общем, то, что и как Торнаторе говорит – это настоящее. Спасибо ему.

(с) Саша Иванчей

← Назад